О компании

Новости

Продукция

Услуги

Партнеры

Форум

Вакансии

Контакты

Акционерам


ПРОДУКЦИЯ

Выправочная, подбивочная, рихтовочная, отделочная техника

Гидропередачи

Гидротрансформаторы

Другое оборудование

Запасные части

Землеуборочная техника

Козловые краны

Краны железнодорожные

Машины для служб пути

Машины для служб электроснабжения

Оборудование для кранов серии КЖ

Прочие машины

Путевой инструмент

Система обдувки стрелочных переводов и прочее ж/д оборудование

Щебнеочистительная техника




Тел. +7 (499) 268-50-09
Тел/факс: (495) 742-98-49
info@mk-transmash.ru

трансформаторы
  Статьи

26 февраля 2004

С путевой техникой будет всё путём

Как уже сообщалось, правление ОАО «РЖД» приняло решение о создании первых дочерних акционерных обществ. Зачем это сделано? Почему выбран именно предложенный вариант? Что он даст компании, промышленным предприятиям? Ответы на эти вопросы дает доклад, с которым выступила вице-президент ОАО «РЖД» Анна Белова.

«О концепции реформирования предприятий ОАО «РЖД» по производству и ремонту путевой техники»

По данному вопросу была проведена тщательная и системная работа. Проведены совещания, в том числе в Калуге под председательством Г.М. Фадеева, на котором были рассмотрены три варианта из семи предварительных, которые выносились на обсуждение. И окончательно подведены итоги обсуждения на совещании у В.И. Якунина. Сегодня выносится вариант, который в результате совместной работы признан наиболее эффективным и оптимальным с точки зрения интересов ОАО «РЖД» и с точки зрения соответствия целям и задачам Программы структурной реформы железнодорожного транспорта, которая предписывает выделение предприятий в потенциально конкурентном секторе для универсализации деятельности этих предприятий и повышения конкуренции между ними.

Итак, краткая характеристика группы предприятий. Группа предприятий по производству и ремонту путевой техники включает 9 филиалов ОАО «РЖД»: калужский завод «Ремпутьмаш», Абдулинский завод по ремонту путевых машин и изготовлению запасных частей, Верещагинский завод по ремонту путевых машин и изготовлению запасных частей, опытный завод путевых машин, Оренбургский путеремонтный завод, Пермский мотовозоремонтный завод, Свердловский путевой ремонтно-механический завод, экспериментальный завод «Металлист», Ярославский вагоноремонтный завод по производству и ремонту путевой техники.

Условно вся продукция предприятий делится на производство путевой техники (около 60% товарного выпуска) и ремонт путевой техники (около 40%). Практически все заводы производят конечную в производственно-технологическом плане продукцию. Объем выпуска товарной продукции группы в 2003 г. составлял 2794 млн. руб., по плану 2004 г. – 4171 млн. руб. То есть ожидается почти 50-процентный рост объемов выпуска товарной продукции. Рентабельность деятельности большинства предприятий положительные и составляет от 3 до 7%.

Лидирующее положение в группе занимает калужский завод «Ремпутьмаш», на долю которого приходится около 48% выпускаемой товарной продукции и который явно имеет тенденцию к увеличению своего лидирующего положения. Остальные предприятия являются либо средними по размеру выручки – от 300 до 500 млн. руб. (5 заводов), либо совсем небольшими – от 14 до 180 млн. руб. (3 предприятия). Особое положение занимает завод «Металлист», созданный в г. Советске Калининградской области в 1998 г. с целью использования льготного режима налогообложения импортных комплектующих. Его существование для ОАО «РЖД» имеет смысл при его функционировании в качестве самостоятельного юридического лица.

Анализ кооперативных связей показывает, что между предприятиями данной группы существуют устойчивые кооперационные производственные связи. Однако степень их тесноты не позволяет говорить о значительной зависимости своей деятельности от поставок продукции по кооперации. В среднем кооперационные поставки составляют 5 – 8 % от объема выпуска. Более тесные кооперационные связи с заводом «Ремпутьмаш» имеют Пермский МРЗ, Московский ОЗПМ и «Металлист».

Основным потребителем продукции рассматриваемых предприятий является ОАО «РЖД». Однако его доля имеет тенденцию к снижению. В 2001 году она в общем объеме реализуемой продукции составила 92,4%, в 2002 году – 85,6%, 2003 году – 84%. В структуре запланированных на 2004 г. поставок путевой техники для нужд ОАО «РЖД» доля группы предприятий «Ремпутьмаш» составляет 50%.

При этом при отсоединении всех заводов в единую холдинговую структуру, хочу на это обратить особое внимание, возникает значительная зависимость ОАО «РЖД» в области поставок и ремонта путевой техники от единого поставщика. И еще один принципиальный момент. В этой группе все-таки существуют возможности для конкуренции. Эти предприятия хотя и имеют узкую специализацию в области производственных поставок, однако в области ремонтных услуг существуют реальные предпосылки для формирования конкурентной среды, так как многие виды ремонтных работ в настоящее время осуществляются различными заводами. И это тоже надо было учитывать при принятии оптимального решения при выборе модели и варианта дальнейшего реформирования бывших заводов, а сегодня филиалов ОАО «РЖД».

Предприятия по производству и ремонту путевой техники действуют на реальном, а по некоторым позициям на потенциально конкурентном рынке. Большинство из филиалов ОАО «РЖД» производят конечную в производственно-технологическом отношении продукцию – товары, работу, услуги. Поэтому в соответствии с целями второго этапа структурной реформы на железнодорожном транспорте рассматриваемый комплекс предприятий должен быть реформирован с целью оптимизации системы управления самостоятельными видами деятельности. При этом основными целями реформирования предприятий являются:

1. Создание условий для повышения эффективности работы реорганизуемых предприятий на базе повышения ответственности за результаты работы и расширения возможностей совершенствования своей деятельности, мотивации, включая:
реорганизацию системы отношений ОАО «РЖД» с предприятиями, осуществляющими производство и ремонт путевой техники;
создание условий заинтересованности для снижения издержек; расширение возможностей по освоению дополнительных рынков сбыта и привлечению сторонних потребителей;
формирование на этой основе стратегических условий для роста инвестиционной привлекательности создаваемых дочерних обществ.

2. Формирование условий для обеспечения долгосрочных потребностей ОАО «РЖД» в путевой технике, в услугах по ее капитальному ремонту по согласованным ценам, объемам, качеству и техническому уровню.

3. Обеспечение финансово-экономической прозрачности данного вида деятельности в качестве основы для оптимизации издержек ОАО «РЖД».

Итак, в процессе анализа возможностей реформирования рассматриваемых предприятий проанализированы различные варианты, предусматривающие различную степень сочетания вертикальной и горизонтальной интеграции видов деятельности.

Наиболее подробно обсуждались и анализировались 3 варианта, для каждого из которых в разработанной концепции четко обозначены соответствующие преимущества и недостатки, которые анализировались с точки зрения управленческих, экономических, производственно-технологических, правовых и инвестиционных задач.

Первый вариант – это реформирование холдинга, предусматривающего в качестве головной структуры создание дочернего общества ОАО «РЖД» - калужского завода «Ремпутьмаш» с девятью впоследствии выделяемыми дочерними обществами на основании существующих филиалов ОАО «РЖД» и учреждение двух новых дочерних компаний, предлагаемых «Ремпутьмашем».

Второй вариант. Это создание девяти дочерних компаний ОАО «РЖД» на базе 9 существующих компаний ОАО «РЖД», а также учреждение управляющей компании ОАО «РЖД», которой передаются функции по управлению акциями 9 создаваемых дочерних обществ. Управление дочерними организациями через управляющую компанию может быть осуществлено в нескольких вариантах, которые также рассмотрены в концепции. В качестве наиболее предпочтительного варианта, с которым согласились все участники обсуждения, предлагается на рассмотрение правления третий вариант, предусматривающий двухэтапный процесс реформирования данной группы предприятий. На первом этапе создаются девять дочерних компаний ОАО «РЖД» на базе существующих девяти филиалов ОАО «РЖД». В дальнейшем для укрепления производственно-технологических и кооперационных связей предприятий формируется оптимальная холдинговая структура на базе головного предприятия – калужского завода «Ремпутьмаш». При этом определяется целесообразная конфигурация и форма организации данной холдинговой структуры. Например, путем внесения некоторого пакета акций всех или некоторых дочерних обществ в холдинговую структуру. При этом на первом этапе с целью сохранения целостности производственной базы и производственных связей предприятий калужский завод «Ремпутьмаш» как головное предприятие рассматриваемой группы наделяется особыми полномочиями по оперативному управлению остальными дочерними обществами путем заключения договоров гражданско-правового характера. Данный вариант предлагается в качестве предпочтительного в силу ряда преимуществ.

Он сохраняет в собственности материнской компании - ОАО «РЖД» - акции создаваемых дочерних обществ, что позволяет рассматривать их как источник будущего инвестиционного дохода ОАО «РЖД».

Предусматривается непосредственное влияние ОАО «РЖД» на дочерние компании в целях сохранения предпочтительной специализации заводов и поставок продукции в интересах ОАО «РЖД».

Сохраняется преемственность наработанных производственно-технологических связей и системы управления заводами со стороны Калужского завода «Ремпутьмаш».

Данный вариант предусматривает наибольшую постепенность в процессе реформирования, позволяет в дальнейшем оценить и выбрать предпочтительную конфигурацию и правовую форму создания холдинговой структуры.

В наибольшей степени соответствует целям и задачам второго этапа Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, так как предусматривает выделение деятельности по производству и ремонту путевых машин в самостоятельные дочерние предприятия и создает условия для конкуренции организуемых дочерних обществ между собой.

И самое главное – в нем исключены риски, которые в качестве недостатков приводились при рассмотрении первого варианта: в случае создания единого акционерного общества и выделения впоследствии на третьем уровне «внучек» соответствующих заводов потери активов, то есть отчуждение определенных пакетов акций созданных дочерних акционерных обществ ОАО «РЖД», распространяются на все предприятия этой группы. Это может служить существенным негативным фактором с точки зрения управления со стороны ОАО «РЖД» данным видом деятельности, сохранения необходимого объема кооперационных связей и поставок.

Реализация рассмотренного варианта реформирования будет проведена в соответствии с регламентом создания дочерних и зависимых обществ. Сегодня мы проработали как перечень мероприятий по реализации этой программы. По сути мы обращаемся к правлению принять положение о создании первой группы дочерних обществ ОАО «РЖД», вынести этот вопрос на совет директоров и приступить в течение следующего квартала к непосредственной реализации предложенной программы по созданию дочерних акционерных обществ.
Подготовлено к публикации агентством «Желдорпресс-Информ».




Назад


Версия для печати

НОВОСТИ

21 апреля 2014

Сообщение акционерам
29 мая 2014 года состоится годовое общее собрание акционеров ЗАО Концерн "ТРАНСМАШ".

13 марта 2013

Сообщение акционерам
16 апреля 2013 года состоится годовое общее собрание акционеров ЗАО Концерн "ТРАНСМАШ".

8 февраля 2013

Опыт ОАО АК «ЖДЯ» по развитию локомотивного парка
Опыт Открытого акционерного общества Акционерная Компания «Железные дороги Якутии» по развитию локомотивного парка


   Архив новостей>>

СТАТЬИ

27 января 2009

Ставка на производителей
Правительство приступило к реализации программы поддержки транспортного машиностроения

8 октября 2008

Путейский технопарк
Предприятия машиностроения смогут получить льготы

22 сентября 2008

Стратегия требует инноваций
Государство поддержит предприятия транспортного машиностроения


   Архив статей>>


Разработка веб-студии

   107014 г. Москва, ул. 3-я Сокольническая, д.5, тел. +7 (499) 268-50-09, Тел/факс: (499) 268-05-96
   e-mail: info@mk-transmash.ru

Rambler's Top100